Версия сайта для слабовидящих

 

•    Детей учит то, что их окружает.
•    Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
•    Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
•    Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
•    Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

•    Мой ребенок — уникален. Такого никогда не было и не будет. Но он есть!
•    Ребенок не «готовится к жизни». Он уже живет - «здесь и    теперь», Пусть живет — настоящей полной        детской жизнью! (Когда еще ему это удастся?!)
•    Ребенок — это уже человек, только еще не выросший. Это растущий человек. А я — выросший человек. Два человека способны понять друг друга.
•    Ребенок, как и я, имеет право быть самим собой.

Работа с тревожным ребенком имеет свои закономерности.
Как и при работе над другими детскими проблемами, которые возникли не вчера и не вдруг, приготовьтесь к терпеливой систематической работе. Вести ее надо в трех направлениях:
- повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;
- учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;
- обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Для реализации этих конкретных задач вы можете воспользоваться играми, описанными в соответствующих разделах ниже. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.

    Каждый из родителей достаточно часто встречается с тем, что ребенок ведет себя совсем не так, как нам того хочется: вмешивается в разговоры взрослых, дерзит или начинает заниматься качанием прав, втягивая нас в долгие бесплотные дискуссии. Иногда нам кажется, что он делает нам все назло или просто испытывает наше терпение. Особенно часто это проявляется в подростковом возрасте, и учителя с "удовольствием" жалуются нам на наших чад, которые "совсем распустились, и никто не знает, что с ними делать". Давайте попробуем хотя бы с общих чертах проанализировать, от чего это происходит, почему дети ведут себя так, что порой нам хочется приложить руку (в прямом смысле слова) к их воспитанию.

    Для начала давайте уясним себе, что поведение ребенка регулируется некоторыми законами поведения. Рассмотрим основные из них.

Полин Пепински (1960) предложила ряд очень полезных приемов, которым взрослые могут научить детей, рискующих оказаться в сложном положении в коллективе.

* Переводи свои идеи на язык, доступный и значащий для других, чтобы они восприняли твой вклад как служащий их собственным нуждам (или, во всяком случае, им не противоречащий).
* Критику в адрес других людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь.
* Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.

    Ура! Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем "малышам", от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник!
    Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости (или, по крайней мере, остаться на той же планке). Но, увы, этого не происходит. Более того, Вы вдруг с ужасом замечаете, что Ваш ребенок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые всего полгода назад делал "на счет раз", постоянно забывает тетради, ручки, учебники, а в дневнике появились первые замечания. И вот впервые Вы стоите и краснеете перед отсчитывающим Вас учителем…
    Знакомая картина? Не расстраивайтесь! С Вашим ребенком все нормально. А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на "взрослый лад". Давайте же разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать "подводные камни", о которые "спотыкаются" и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких "камней".

    Постарайтесь подбодрить ребенка, вселить в него чувство уверенности и желание достичь положительных результатов. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
    Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
    Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

   Разговаривая как-то с учителем начальных классов, я услышала от него реплику: «Ненавижу леворуких детей!» Ни в коем случае не хочу сказать, что это мнение всех учителей.
   Однажды мне пришлось участвовать в тестировании детей, поступающих в первый класс. Тестирование был направлено на оценку оригинальности мышления ребенка. Мы сформировали класс, в котором было 65% детей с выраженным преимуществом левосторонних предпочтений и в моторной, и в сенсорной сфере. Учительница, которой достался этот класс, сначала не могла понять, как ей учить писать детей, каждый из которых делает это крайне странным и непривычным для нее способом. Но она справилась и очень полюбила их, потому что каждый научил ее чему-то такому, о чем раньше она не догадывалась. Дети отвечали ей взаимностью и побеждали на всех школьных олимпиадах.

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
•    Поощряйте своего ребёнка жестами, ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
•    Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведения.
•    Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
•    Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки.

ПАМЯТКА 1.

*    Постарайтесь сохранить в семье атмосферу открытости и доверия.
*    Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
*    Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
*    Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
*    Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
*    Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.

   Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
   В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
   В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.