Версия сайта для слабовидящих

 

   Дорога… У каждого человека возникают свои ассоциации, связанные с этим словом. Это шум ветра, движение, прекрасные виды, интересные встречи и много-много открытий. Дороги лентой буквально опоясывают весь земной шар. Общая протяженность дорог составляет около 65 милли-ардов километров и у России здесь почетное 5 место. И это только так называемые «оформленные» дороги с твердым покрытием и грунтовые дороги!
   Дорога – это живой, постоянно изменяющийся организм, который развивается вместе с человечеством. Первые упоминания о дороге отно-сятся к 4 тысячелетию до нашей эры. Одна из них – дорога возле города Ур, который является одним из первых городов шумерской эпохи. Исто-рики приводят много версий на предмет того, как выглядели первые доро-ги. Обратимся к словарю Даля: дорога – накатанное или нарочно подго-товленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места. «Нароч-но подготовленное различным образом»… Первые дороги были вымоще-ны деревом (дуб, липа, ясень), затем появились известняковые, а позже и кирпичные. Пути между городами и поселками становятся более удобны-ми, безопасными, приобретают стратегическое значение.

   Первая самая длинная дорога была построена Дарием I, она называ-лась царской и была протяженностью 2,6 тыс.км. Вдоль нее устанавлива-лись каменные столбы, на которых указывалось расстояние до ближайшей деревни, города или станции, где можно было отдохнуть, покормить или сменить лошадей, пополнить продовольственные запасы. А ведь это пер-вые дорожные знаки!
   О важности и значимости дорог нам напоминает поговорка: «Все дороги ведут в Рим». 29 дорог соединяли столицу Римской империи с за-воеванными странами, Испанией и Галлией. Только необходимость этого сооружения могла оправдать тяжелейший труд рабов, строивших дорогу, от 10000 до 15000 м3 камня на 1 км дороги, это примерно в 10 раз боль-ше, чем при строительстве современных автомагистралей. Колоссальный масштаб: высокие насыпи, ширина 11 метров, толщина каменного слоя 0,9 см, а скорость движения по римским дорогам доходила до 20 км/ч! Про-сто невиданно!
   С появлением дорог появилась необходимость информировать пут-ников о направлениях, названиях городов и населенных пунктов. Так в Древнем Риме в третьем веке до нашей эры разработали настоящую си-стему дорожных указателей.
   В центре Рима у храма Сатурна установили золотой мильный столб, от которого отсчитывались все дороги, расходившиеся во все концы вели-кой империи. В России впервые верстовые столбы установили по указу Федора Ивановича на дороге от Москвы до Коломенского. «Ставить вер-стовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит» – так звучал Указ Петра I о первых российских дорожных знаках. Но совсем скоро простой цифры на столбе оказалось мало, и на них начали наносить дополнитель-ную информацию: название местности, границы владений, расстояние. Но для того, чтобы понять надпись, выполненную на мильном столбе, нужно уметь читать, а это было доступно не всем слоям населения. Появилась необходимость создать такой знак, который мог бы понять любой путник. Для обсуждения этой проблемы представители европейских стран собра-лись в 1906 году и разработали «Международную конвенцию относитель-но передвижения автомобилей». Конвенцией предписывалось введение че-тырех графических дорожных знаков: «неровная дорога», «извилистая дорога», «перекресток», «пересечение с железной дорогой». Интересно то, что автолюбители не обращали на них никакого внимания. После появле-ния первых графических знаков каждое государство стало придумывать собственные дорожные знаки. Например, Япония и Китай ограничивались парой иероглифов, обозначавших какое-то правило, европейские страны были лишены возможности двумя знаками письменности выразить целое правило, поэтому придумывали символы и образы. В СССР был приду-ман человечек, переходящий пешеходный переход. На сегодняшний день только в России применяется больше двухсот пятидесяти дорожных зна-ков, охватывающих практически все стороны дорожного движения.
   Дорога стала неотъемлемой частью жизни всего человечества, есть дороги, которые в связи с их значимостью получили название, ставшее именем собственным, например, Великий шелковый путь.
   Современные магистрали требуют постоянного ухода и ремонта. Покрытия делают с подогревом, чтобы не было наледи. Ученые работают над усовершенствованием устройства дорожного полотна, чтобы оно бы-ло стойким к продуктам нефтехимии, высоким и низким температурам. Целые бригады дорожных служб следят за состоянием асфальтных лент, освещения и обочин. А дорожные знаки? Они стоят на страже безопасно-сти и как букварь понятны каждому водителю. Их делают яркими, обеспе-чивая видимость в любое время суток. Это главные помощники шофера на дороге.
   Есть особая романтика в постоянном движении по разным дорогам - это уникальная возможность своими глазами увидеть новые места, узнать новые обычаи и новых людей. Образ дороги получил широкое распро-странение в искусстве, и прежде всего в фольклоре. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и пере-носном смысле. Отечественное искусство знает немало музыкальных, жи-вописных, графических произведений, которые посвящены образу дороги. Достаточно назвать имена композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих других.
   Дорога… У каждого человека возникают свои ассоциации, связанные с этим словом. Для меня дорога – это возможности, путешествия, достиже-ние цели, романтика, вдохновение. Дорога – это путь домой, возможность вернуться. Дорога – это история человечества от самого первого шага до безграничных его высот.

Автор: обучающаяся 7 «Б» класса МБОУ «Гимназия» Щербакова Софья