Версия сайта для слабовидящих

 

Не может считаться полноценным тот,
кто живет, не ведая своих корней,
прошлого своего народа,
кто лишен исторической памяти.

   С традициями и бытом крестьян тамбовского уезда познакомились учащиеся 8а класса МБОУ «Гимназия» г. Моршанска и их руководитель Щербакова И.А. в Сосновском краеведческом музее.
   Знать историю своего края необходимо. С ощущения родного края начинается любовь к Родине, к родной земле, на которой родился и живешь. Познание жизни русской деревни рубежа XIX - XX веков невозможно без реконструкции крестьянского быта.
   Изучение народной культуры Тамбовского края мы начали со знакомства с жилищем. Для жилых построек селений Тамбовской губернии в целом был характерен южнорусский тип архитектуры. Избы состояли из большого жилого помещения и пристроенных к нему сеней. Такая планировка была распространенной по всей губернии.

   Изба являлась традиционным жилищем тамбовского крестьянина. Постройка дома для крестьянина это важный этап в его жизни. Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода. Заготовка бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской или соседской помощи. Избы строили из круглых неотесанных бревен. Состояние крестьянской избы и надворных построек выступало верным показателем хозяйственного состояния крестьянской семьи. В большинстве домов были земляные полы. Перед праздником их выравнивали и мазали жидкой глиной. У богатых хозяев пол из расколотых пополам бревен мог занимать лишь чистую часть жилья.
   Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. В каждой избе был стол и лавки вдоль стен. Иная мебель практически отсутствовала. Лавка скорее напоминала вагонную полку. Она крепилась к стене, под нее ставились короба и укладки с вещами. Скамья имела ножки, а иногда спинку. Её можно было ставить в любое место.
   Спали обычно зимой на печах, летом на полатях. Чтобы было не так жестко, стелили солому, которую накрывали дерюгой. Днем скамьи, лавки накрывались ткаными накидками. Большинство крестьян в то время вряд ли имели постельные принадлежности. На лавку клали набитый соломой тюфяк, под голову клали свернутую одежду, одеждой же накрывались. В темное время дом освещала лучина и гораздо реже свеча. Сундук считался принадлежностью богатого дома. У бедных все необходимое хранилось в плетеных коробах.
   Каждый угол избы имел свое название и назначение. В «переднем» углу, где находилась божница с иконами, семья обедала, отмечала праздники. Угол этот находился слева от входной двери. Левый, противоположный, угол назывался задним. Здесь были полати, здесь семья спала. Правый, дальний, угол был печным. Тут стояла печь. И, наконец, правый от входной двери угол назывался «судным», здесь располагалась кухня. Это была половина хозяйки.
   Крестьяне жили в рубленых деревянных, обычно крытых соломой избах, топившихся по-черному. Этот способ отопления требовал меньше дров.
   В зимнее время в избе вместе с людьми ютились домашние животные, птица. Лишь у самых зажиточных крестьян в избе была светелка, вместо скамей - деревянный диван и стулья. В каждой крестьянской избе непременно имелась самодельная прялка, реже ткацкий станок.
   Домашняя утварь крестьянина Тамбовской губернии была очень незамысловатой. Основной емкостью для готовки был горшок. Хозяйка ставила и доставала тяжелые горшки с помощью ухвата. Так же имелись два-три глиняных кувшина, белушка, крынки, жбан (скринка), калган, несколько деревянных ложек, чугун для щей, одно-два ведра, корыто, кадушка для капусты.
Хозяйственный полевой инвентарь был так же не сложен. Он состоял из сохи, серпа, косы, а в богатых дворах еще и молотилки.
   Таким образом, русская изба, с её особым пространством, нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составлявшим целый мир для сосновского крестьянина.
   Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Преимущественно крестьянское платье было домотканым. Только часть зажиточная деревни позволяла покупать себе фабричные ткани. Праздничная одежда крестьянок отличалась от будничной различными украшениями: вышивками, лентами, цветными головными платками. Ткани с орнаментом селянки изготовляли на домашних станках. В праздничную одежду наряжались не только по праздникам, на деревенские гуляния и посиделки, в церковь, при приеме гостей, но и на некоторые виды работ, сенокос.